Годы завершение жития протопопа аввакума
В конце х — начале х годов — протопоп города Юрьева-Повольского , участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия , друг и соратник будущего патриарха Московского Никона , также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы , начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем , идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён.
Отец раскола: к 400-летию протопопа Аввакума
Автор Ольга Чумичёва. Протопоп Аввакум Петров — фигура почти невероятная. И если мы обращаемся к фигуре Аввакума, то во многом потому, что он оказался человеком на грани двух миров. Но вопрос: насколько это исповедальность, а насколько игра? И почему «одинокий голос человека» оказался услышан современниками и потомками? Представив себе его, мы одновременно видим десятки тысяч молодых людей XVII века, для которых жизнь строилась по лекалам отцов и дедов, которые жили в рамках церковного годового круга и крепко держались за землю: «где родился, там и пригодился» — это их взгляд на мир.
По благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, — ничто же есмь». Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже [ 1 ] иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых, бог простит и благословит. Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай.
Аввакум Петров Перу протопопа Аввакума принадлежит более ти сочинений некоторые из них до нас не дошли , написанных в самых различных жанрах: жития, письма, и беседы, проповеди, толкования, нравоучения, челобитные и др. Чрезвычайно разнообразное по тематике творческое наследие Аввакума отличается яркостью и жизненной достоверностью, необычайной страстностью и темпераментностью, широкой эрудицией и тонкостью наблюдений в изображении характеров и ситуаций. Оно наполнено живой разговорной речью, сочетающейся с образцами древнерусского красноречия.